бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ИНВЕСТИЦИИ
Инвестиционный климат в России уверенно улучшается

11 ноября 2003 года, 15:00

Иссэй Номура

О перспективах развития российско-японских отношений, о поиске путей урегулирования территориальной проблемы, сотрудничестве в энергетической сфере рассказал в интервью "Интерфаксу" посол Японии в РФ Иссэй Номура

Господин посол, как Вы оцениваете нынешний уровень российско-японского взаимодействия в политической и экономической сферах?

Я считаю, что японо-российские отношения в настоящее время активно развиваются благодаря успешному претворению в жизнь "Японо-Российского Плана действий", принятого лидерами двух стран во время визита премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми в Россию в январе этого года.

В этом документе выделено шесть главных направлений развития двусторонних отношений: углубление политического диалога; переговоры по мирному договору; сотрудничество на международной арене; сотрудничество в торгово-экономической области; развитие связей в оборонной и правоохранительной областях; развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран. "План действий" определяет конкретные шаги, которые японская и российская стороны должны предпринять на каждом из перечисленных направлений.

Из этих шести областей наиболее важное место в двусторонних отношениях, думаю, занимает вопрос переговоров по мирному договору. Однако, расширяя и развивая одновременно каждую из областей и достигая при этом их позитивного влияния друг на друга, можно рассчитывать на продвижение вперед и в территориальной проблеме. Сбалансированное развитие всех областей важно и с точки зрения необходимости возможно более полного раскрытия существующего потенциала японо-российских отношений, а также перехода в дальнейшем всего комплекса двусторонних отношений на качественно новый уровень. В этой связи полезным будет использование "Японо-Российского Совета мудрецов", договоренность об учреждении которого в качестве консультативного органа лидеров двух стран была недавно достигнута.

Теперь хочу рассказать о том, как конкретно реализуются положения "Японо-Российского Плана действий" на каждом из шести направлений. Итак, первое направление - углубление политического диалога. После визита Премьер-министра Японии в Россию в январе состоялись также визит первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина в Японию (март), встреча глав МИД двух стран в ходе переговоров министров иностранных дел стран "восьмерки" в Париже (май), японо-российская встреча на высшем уровне во время мероприятий, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга (май), визит в Россию бывшего премьер-министра Японии Иосиро Мори (июнь), визит на Дальний Восток России министра иностранных дел Японии Ёрико Кавагути (июнь), встреча министров иностранных дел двух стран в ходе сессии Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь), встреча японского и российского лидеров во время саммита АТЭС (октябрь) и т.д. Таким образом, контакты между представителями руководства Японии и России поддерживаются практически беспрерывно. Кроме того, в середине декабря планируется визит в Японию председателя правительства РФ Михаила Касьянова.

Второе направление - переговоры по мирному договору. Во время японо-российских встреч на высшем уровне в январе и мае этого года главы наших государств сошлись во мнении о необходимости ускорения консультаций и работы экспертов двух стран с целью нормализации наших отношений путем решения этой проблемы, что дало толчок регулярному проведению интенсивных консультаций на рабочем уровне, в основном между внешнеполитическими ведомствами двух стран.

На третьем направлении - сотрудничество на международной арене - между нашими странами имеет место тесное взаимодействие по небывало широкому спектру областей: это и проблемы Северной Кореи и Ирака, и борьба с международным терроризмом, и сотрудничество в сфере ядерного разоружения и многое другое.

Далее, четвертое направление - сотрудничество в торгово-экономической области. Японским компаниям принадлежит чрезвычайно большая роль в реализации уже запущенных в действие Сахалинских проектов. Кроме того, активно проводятся встречи экспертов двух стран и наблюдается уверенный прогресс и по вопросу Тихоокеанского нефтепровода.

Пятое направление - развитие связей в оборонной и правоохранительной областях. Здесь состоялся целый ряд взаимных визитов на высоком уровне: в январе нынешнего года Россию посетил начальник Управления национальной обороны Сигеру Исиба, а всего через три месяца после этого ответный визит в Японию нанес Министр обороны РФ Сергей Иванов. Кроме того, в рамках крупномасштабных маневров, проводившихся Россией на Дальнем Востоке в конце августа этого года, эскортный корабль и вертолет Морских сил самообороны Японии приняли участие в совместных поисково-спасательных учениях в расположенном к югу от Находки районе Японского моря, что стало символическим событием, свидетельствующим о развитии связей между нашими странами в оборонной сфере.

И, наконец, шестое направление - развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран. Начиная с апреля этого года во многих российских городах успешно проводится "Фестиваль японской культуры в России - 2003", что говорит о высоком интересе россиян к культуре нашей страны, и это доставляет мне особенную радость.

Говоря об экономических отношениях между нашими странами, необходимо отметить, что положение дел в этой сфере не соответствует уровню имеющегося потенциала: так, объем японо-российской торговли меньше товарооборота между Японией и США в 42 раза, а между Японией и Китаем - в 24 раза.

Однако в последнее время, на фоне хороших темпов развития российской экономики и повышения интереса к России со стороны японских деловых кругов, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Так, по сведениям японской статистики, товарооборот между Японией и Россией за первую половину нынешнего года по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 31,4 процента. Особенно успешно наше взаимодействие развивается в энергетической сфере: как я уже отметил, продвигается осуществление Сахалинских проектов, а также консультации по вопросу строительства Тихоокеанского нефтепровода. Кроме того, активизируются взаимный интерес и обмены во многих сферах и на уровне деловых кругов. Так, за последнее время Россию посетили делегации различных японских фирм и экономических организаций.

Изменилась ли в последние годы инвестиционная привлекательность России?

Я считаю, что на фоне политической стабильности и хороших экономических показателей в последние годы российский инвестиционный климат уверенно улучшается. Чистый прирост объема прямых иностранных инвестиций в российскую экономику за первую половину 2003 года составил около $2,2 млрд. (прирост за тот же период прошлого года - $400 млн.). Кроме того, недавно американское рейтинговое агентство Moody"s подняло инвестиционный рейтинг России, что также свидетельствует о положительной оценке этих тенденций со стороны международного сообщества.

Впрочем, несмотря на то что в России проводится совершенствование законодательной и других систем с целью их соответствия условиям рыночной экономики, знаю, что существует немало случаев, когда их исполнение и функционирование не осуществляется должным образом. Поэтому в будущем хотелось бы надеяться на улучшение уровня функционирования правовой системы.

Кроме того, в ситуации, когда в экономике России в целом наблюдается тенденция роста, по-прежнему велика экономическая разница между крупными городами, в первую очередь Москвой, и регионами. Считаю, что особенно необходимы более активные усилия по привлечению иностранных капиталов на Дальний Восток и в Сибирь, причем это касается как развития экономики, так и социальной политики.

Далее, с точки зрения создания благоприятного инвестиционного климата особенно важным представляется дальнейшее упрощение различных процедур, связанных с ведением бизнеса, с помощью реформирования законодательной и налоговой систем, а также реформа в отношении предприятий-монополистов в таких областях, как электроэнергия, газ, железные дороги и др., увеличение объема инвестиций в оборудование путем развития банковского сектора. Япония внимательно следит за ходом дел на этих направлениях.

Господин посол, насколько неурегулированность территориального вопроса влияет на уровень российско-японских отношений? В чем причина, по которой до сих пор сторонам не удалось продвинуться к подписанию мирного договора? Видите ли Вы, и важны ли для японской стороны временные рамки решения этой проблемы?

Негативное влияние, оказываемое неурегулированностью территориальной проблемы на состояние двусторонних отношений, неизмеримо велико. Одно то, что между Японией и Россией - странами-соседями, нуждающимися друг в друге, нет мирного договора, уже является чрезвычайно ненормальной ситуацией. Это не только не соответствует международным реалиям, в условиях которых существуют сейчас наши страны, но и не приносит никакой пользы ни Японии, ни России. Стороны должны преодолеть эту проблему, задумавшись о том, что чем дольше откладывается ее решение, тем большим будет размер утраченной потенциальной выгоды.

Как я уже сказал, можно ожидать, что прогресс в других областях наших отношений окажет позитивное влияние на решение и этой проблемы, и, в свою очередь, никто не станет отрицать того, что ее неурегулированность мешает развитию других областей, и в первую очередь торгово-экономических отношений.

Кроме того, в то время как наши двусторонние отношения начинают по-настоящему развиваться, нельзя игнорировать и того психологического барьера, который создается между нашими народами из-за остающейся нерешенной территориальной проблемы.

После окончания войны прошло уже более 50 лет, однако до сих пор между нашими странами не подписан мирный договор. Действительно, в переговорном процессе по этому вопросу каждая из сторон отстаивает свою позицию, которая отличается от позиции партнера. Однако начиная с 90-х годов лидерами Японии и России был четко определен общий для обеих сторон курс, в соответствии с которым мирный договор должен быть заключен путем урегулирования проблемы принадлежности четырех островов. В настоящее время продолжаются упорные переговоры, направленные на выгодное для обеих сторон решение этого вопроса, в результате которого не было бы ни победителей, ни побежденных.

В прошлом были периоды, когда стороны вели переговоры, установив конкретные временные рамки, как это было после достигнутой в Красноярске договоренности, которая гласила, что на основании Токийской декларации будут приложены все усилия для заключения мирного договора до 2000 года. В действительности к этому сроку мирный договор заключен не был, однако здесь важно наличие общего для двух стран сильного стремления к урегулированию этой проблемы. Думаю, что в основе красноярской договоренности лежало именно такое стремление тогдашних премьер-министра Рютаро Хасимото и президента Бориса Ельцина. Нынешние лидеры двух стран также подтвердили наличие у них аналогичного сильного стремления. Об этом, в частности, свидетельствуют высказывания президента Владимира Путина о том, что он имеет сильное желание решить этот вопрос.

Прежде чем спорить о том, устанавливать или нет временные рамки, для представителей различных кругов обеих стран прежде всего важно понять, какую пользу принесет нормализация двусторонних отношений, и со всей серьезностью заняться решением этого вопроса. Когда будут построены хорошие отношения, при которых Япония и Россия смогут глубоко осознать, насколько они нуждаются друг в друге, несомненно, ускорится и сам процесс урегулирования этой проблемы.

Как Вы оцениваете уровень российско-японского диалога по северокорейскому вопросу? Какую роль, по мнению японской стороны, призвана сыграть Россия в урегулировании ядерной проблемы КНДР, в том числе, в подготовке и проведении очередного раунда шестисторонних переговоров?

По вопросу Северной Кореи между Японией и Россией поддерживается тесная связь. Так, непосредственно перед визитом премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в КНДР в сентябре прошлого года и сразу после его окончания между главами наших государств состоялись телефонные беседы, во время которых президент Владимир Путин, до этого уже имевший опыт общения с генеральным секретарем Ким Чен Иром, давал нашему лидеру ценные советы.

Кроме того, в августе этого года, перед началом шестисторонних переговоров в Пекине, были проведены содержательные консультации между мной и заместителем министра иностранных дел Александром Лосюковым, выступавшим на этих переговорах в качестве главы российской делегации.

Что касается роли России в урегулировании ядерной проблемы Северной Кореи, Япония положительно оценивает конструктивную роль России, которую она сыграла в первом раунде шестисторонних переговоров. В ходе консультаций с российской стороной у меня сложилось впечатление, что Россия намерена содействовать поддержанию процесса шестисторонних переговоров и играть в нем активную роль.

Учитывая, в том числе, наличие у России постоянных каналов связи с КНДР, японская сторона рассчитывает, что она и впредь будет играть конструктивную роль в продолжении этого процесса.

Как японская сторона оценивает уровень радиационной безопасности на Дальнем Востоке? Планирует ли Токио наращивать финансирование программ утилизации списанных российских атомных подводных лодок и оружейного плутония?

В России, в том числе на Дальнем Востоке, существует проблема утилизации списанных российских атомных подводных лодок, находящихся без присмотра, и избыточного плутония, появляющегося при демонтаже ядерного оружия и т.д. Япония считает своей важной задачей сотрудничество с Россией в решении этих проблем, как с точки зрения нераспространения оружия массового уничтожения, так и с точки зрения защиты окружающей среды. Основываясь на такой позиции, наша страна приняла решение вложить в программу "Глобальное партнерство" стран "восьмерки", договоренность о котором была принята на саммите в Кананаскисе (Канада) в 2002 году, более $200 млн., из которых более $100 млн. пойдет на утилизацию списанных атомных подводных лодок.

Япония оказывает содействие в осуществлении программы утилизации списанных атомных подводных лодок на Дальнем Востоке России. 28 июня этого года в окрестностях Владивостока в присутствии министра иностранных дел Японии Ёрико Кавагути мной как представителем японо-российского комитета по ядерному разоружению с японской стороны и российским представителем этого комитета заместителем министра по атомной энергии Станиславом Антиповым было подписано исполнительное соглашение, касающееся проекта демонтажа атомной подводной лодки многоцелевого назначения класса "Виктор-III" (№304). Общая максимальная сумма финансирования этого проекта достигает $7 млн., и я надеюсь на то, что в дальнейшем работы по демонтажу будут осуществляться быстрыми темпами.

Хочу подчеркнуть также, что для успешного оказания содействия России в области денуклеаризации нам существенно необходима всесторонняя поддержка соответствующих российских организаций.

Что касается финансовой стороны, то в настоящее время в качестве средств японо-российского комитета по ядерному разоружению, осуществляющего данный проект, у нас есть около $140 млн., которые мы планируем использовать для дальнейших программ содействия денуклеаризации, включая утилизацию списанных атомных подводных лодок. Надеюсь, что нам удастся быстро и успешно осуществить пробный проект - демонтаж атомной подводной лодки класса "Виктор-III", что стало бы шагом к следующей ступени содействия в утилизации списанных атомных подводных лодок многоцелевого назначения на Дальнем Востоке.

В отношении утилизации избыточного плутония могу сказать, что для скорейшего продвижения этого проекта важны существенные финансовые вложения со стороны России.

В какой стадии сегодня находятся российско-японские экспертные консультации по проекту строительства нефтепровода Ангарск-Находка? Может ли, на Ваш взгляд, ситуация вокруг компании "ЮКОС" каким-либо образом сказаться на интересе японской стороны к освоению нефтегазовых ресурсов на российском Дальнем Востоке, включая участие Японии в реализации проекта Ангарск-Находка, а также в других нефтегазовых проектах на территории РФ?

Может ли эта тема быть поднята во время предстоящего визита премьер-министра РФ М. Касьянова в Токио?

По поводу названного проекта в рамках японо-российских экспертных консультаций, целый ряд которых проводится с начала августа, ведется активное изучение этого вопроса по следующим трем направлениям: сотрудничество в области разработки месторождений, подробное технико-экономическое обоснование строительства нефтепровода и схема финансирования проекта. Что касается конкретного содержания консультаций, то поскольку они еще не завершены, я хотел бы воздержаться от комментариев по этому поводу. Мы намерены активизировать развитие дискуссии между нашими сторонами с целью достижения скорейших результатов в этом направлении.

Конкретные темы, которые будут обсуждаться во время намеченного на середину декабря визита председателя правительства Российской Федерации Михаила Касьянова в Японию, в настоящее время официально находятся на стадии согласования между сторонами. Однако во время японо-российской встречи на высшем уровне, которая состоялась 20 октября в ходе саммита АТЭС, лидеры обеих стран пришли к единому мнению о том, что в преддверии визита Михаила Касьянова в Японию необходимо ускорить процесс консультаций специалистов по вопросам конкретного сотрудничества в отношении данного проекта. Думаю, что этот вопрос, несомненно, станет одной из главных тем визита.

Что касается ситуации вокруг компании "ЮКОС", мы с большим вниманием следим за ее развитием с точки зрения того влияния, которое она может оказать на японо-российские экономические отношения. На настоящем этапе, однако, японская сторона хотела бы воздержаться от комментариев, в том числе по поводу того, какое влияние данная ситуация может оказать на названный проект. Занимая позицию, что этот проект является взаимовыгодным для обеих стран, мы продолжаем над ним активную работу, заключающуюся в первую очередь в экспертных консультациях.

Может ли Япония принять участие в проекте восстановления Транскорейской железнодорожной магистрали и ее воссоединения с российским Транссибом?

Что касается экономического содействия Северной Корее со стороны Японии, то, как отмечено в японо-северокорейской Пхеньянской декларации, оно не может осуществляться до тех пор, как между двумя странами будут нормализованы дипломатические отношения. Обязательным условием такого содействия является нормализация наших отношений путем решения вопросов, связанных с КНДР, включая проблему похищения японских граждан и проблему гарантий безопасности.

Намерена ли японская сторона учитывать обеспокоенность российской стороны по поводу американо-японских планов создания нестратегической ПРО в Северо-Восточной Азии? Как Токио относится к идее российской стороны о том, чтобы создавать нестратегическую ПРО не на двусторонней, а на многосторонней основе?

Учитывая такие факторы, как распространение после окончания холодной войны оружия массового уничтожения и баллистических ракет, для Японии естественно обращать еще более пристальное внимание на подготовку против угрозы ракетной атаки на нашу страну. ПРО - единственное и незаменимое, чисто оборонное, средство защиты жизни и имущества граждан от ракетных атак. ПРО является важной задачей оборонной политики как с точки зрения сдерживания, так и с точки зрения принципа исключительной обороны, которого придерживается Япония.

Исходя из этой позиции, с 1999 года Япония совместно с США осуществляет исследования в области ПРО. Что касается дальнейшего продвижения вопроса о разработке, приобретении и размещении систем ПРО, то решение по этому поводу должно приниматься на правительственном уровне с учетом результатов всестороннего анализа возможностей их технической реализации, оборонного курса Японии в будущем и т.д.

В конце августа расходы на введение ПРО были включены в бюджетный план Управления национальной обороны на следующий финансовый год, однако вопрос о самом ее введении будет рассматриваться в дальнейшем правительством нашей страны, включая его изучение в рамках Совета безопасности Японии и т.д.

Я считаю, что ПРО, являясь чисто оборонной системой, не может представлять угрозы для окружающих регионов. Однако, важно добиваться возможно более широкого понимания в отношении ПРО со стороны международного сообщества, по необходимости активно разъясняя ее функции и сохраняя при этом транспарентность.

В одном из интервью Вы высказались за облегчение визовой системы между нашими странами. Есть ли у Токио конкретные предложения на этот счет и передавали ли Вы их российской стороне?

Как отмечено в "Японо-Российском Плане действий", важное значение для нас имеет активизация обменов между двумя странами и укрепление связей в широком спектре областей. Действующая ныне визовая система, которая регламентировала японо-советские отношения еще в период холодной войны, является одним из факторов, мешающих развитию таких обменов.

В связи с этим правительство Японии хочет провести радикальную реформу визовой системы, существующей между Японией и Россией, добившись ее улучшения с целью налаживания и активизации обменов между гражданами двух стран.

Если говорить конкретно, в настоящее время путем консультаций между консульскими службами мы совместно с российской стороной активно занимаемся совершенствованием визовой системы: рассматриваем вопросы упрощения "системы гаранта", ускорения процедуры выдачи виз, увеличение количества многократных виз и т.д.

Оригинал статьи: http://www.interfax.ru/r/B/exclusive/22.html?id_issue=5669735

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz