бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методы построения систем управления

В.Баронов, И.Титовский   ( http://www.bkg.ru )

Руководителей многих российских предприятий волнуют сегодня не столько различия управленческого и бухгалтерского учета, а вопросы как строить управление предприятием? Каким должен быть алгоритм управления? Ответив на него, они получают ответ на вопрос, что и в каком виде надо учитывать для его реализации.

ПУТИ ДВА, ВЫХОД - ОДИН

Для российских предприятий характерными являются два пути вхождения в рыночную экономику. В первом случае предприятие, иногда меняя форму собственности, но сохраняя профиль основной деятельности, структуру управления и управленческие кадры, адаптируется к изменяющимся внешним условиям. Второй случай связан с тем, что обнаруживается незанятый сегмент рынка с активным спросом, он обеспечивает получение сверхприбылей, которые в свою очередь позволяют делать инвестиции в структуру предприятия.

В обоих случаях, как правило, предприятия сталкиваются рано или поздно с проблемами управления: в первом случае выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планирования деятельности предприятия, например объем произведенной продукции, не позволяют ему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции; во втором случае появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычных сверприбылей, но сводит иногда прибыль до нуля.

Понимание того, что на предприятии необходимо менять систему управления, снижать издержки, более эффективно управлять финансами приходит быстро. Вопрос в том, как это сделать? Как подсчитать истиную себестоимость вида продукции, как в условиях дефицита спланировать закупки при имеющихся запасах, в совершенствование каких процессов в первую очередь необходимо инвестировать средства и т. д.

Предприятие - единый организм, и улучшение чего-либо одного может привести к существенному ухудшению общих показателей или замораживанию средств. Руководителям необходимо принимать комплексные управленческие решения касающиеся всего предприятия в условиях чрезвычайной загруженности решением оперативных задач.

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Естественно, что универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм): сделай это так, передай данные или материалы в таком-то виде туда, сделай запись о выполненных операциях там-то, .... Они интуитивно понятны любому управляющему, в них отсутствуют неопределенности, типа: в принципе это может быть легко сделано...

Эти методы являются результатом анализа деятельности реально работающих предприятий, они охватывают всю их деятельность. Развитие методов происходило эволюционно, очередная концепция поглощала предыдущую.

ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Известно, что выпуск продукции напрямую связан с тем, насколько хорошо и ритмично предприятие снабжается сырьем или комплектующими, насколько рационально используются складские площади, и, наконец, насколько ее выпуск связан с заказами клиентов или потребностью рынка. Изменение оптимального соотношения любой из этих составляющих влечет за собой те или иные проблемы. Перебои с поставками сырья влекут за собой простои в выпуске продукции, поступление большего, чем необходимо, количества материалов может повлечь за собой необоснованные потери.

Именно с целью оптимального управления производством от поставки сырья и комплектующих до удовлетворения запросов конечных потребителей были сформулированы принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу метода или концепции MRP (Material Requirement Planning) - Планирование материальных ресурсов:

  • производственная деятельность описывается как поток взаимосвязанных заказов;
  • при выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов;
  • обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов;
  • заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков;
  • движение заказов увязывается с экономическими показателями;
  • выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим.

Метод планирования материальных ресурсов декларирует какие процессы учета и управления должны быть реализованы на предприятии, в какой последовательности они должны выполняться, содержит конкретные рекомендации о том, как они должны выполняться, то есть алгоритмы.

Кроме того, развитие вычислительных средств и их доступность привели к появлению на Западе автоматизированных систем, реализующих этот метод управления.

На рисунке 1 показаны процессы, которые должны быть реализованы при использовании такого подхода к управлению предприятием.

Метод планирования материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих. Другими словами, его применение позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ

В дальнейшем метод Планирование материальных ресурсов был дополнен положением о формировании производственной программы в масштабах всего предприятия и контроля ее выполнения на уровне подразделений. Появился метод или концепция MRP II (Manufacturing Ressurs Planning) - Планирование ресурсов предприятия. Основная суть этого метода сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю.

В последние годы сочетание планирования материальных и финансовых ресурсов предприятия привело к появлению метода ERP (Enterprise Resource Planning) - Расширенное планирование ресурсов. Суть его состоит в получении результатов производственного и сбытового планирования в денежном выражении, а процессы управления предприятием направлены на оптимизацию бизнес-процессов, идущих внутри предприятия: приём заказов, планирование производства, поставки, само производство, доставка и администрирование.

За последние годы (25 лет) методы управления Планирование материальных ресурсов (MRP), Планирование ресурсов предприятия (MRP II) и Расширенное планирование ресурсов (ERP) стали практически общепризнанным мировыми стандартами, используемым предприятиями для организации эффективного управления.

На рисунке 2 показаны процессы, реализующиеся при использовании метода Расширенное планирование ресурсов (ERP) в управлении предприятием.

Метод планирования материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих. Другими словами, его применение позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.

Одним из следующих шагов в развитии методов управления стал подход CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - Планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка. При его реализации планирование деятельности предприятия осуществляется не от возможности предприятия производить товары или услуги, а от потребностей рынка в них. В процесс управления предприятием явно включается маркетинг. Таким образом, этот метод позволяет интегрировать взаимоотношения потребитель - предприятие с внутренними бизнес-процессами предприятия.

Если первые три из перечисленных выше методов дают ответ на вопрос как организовать производство чего-либо с минимальными издержками и позволяют оценить эффективность управления по степени использования ресурсов, вовлеченных в производство, то последний метод позволяет решить задачу, что должно быть произведено для увеличения сбыта и оценивать эффективность управления уже по степени стабильности, устойчивости, надежности занятой предприятием позиции на рынке.

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Для многих российских предприятий актуальными являются вопросы: как создать (организовать) саму систему управления и какую информационную систему выбрать для автоматизации управления?

Все выше перечисленные методы дают ответ на первый вопрос, причем их действенность, что очень важно, проверена временем. Вероятность изобрести что-либо оригинальное, с учетом российской специфики, скорее всего приведет к потере времени и денег. По мере все более глубокого вхождения России в цивилизованный рынок, российским предприятиям имеет смысл максимально быстрыми темпами перенимать лучший мировой опыт, при этом не забывая и о своем собственном, и внедрять передовые технологии и системы.

Идея плановой экономики, присущая СССР, была не так уж и плоха. Однако, вмешательство государства в дела предприятий на слишком низком уровне не может быть эффективным в рыночных условиях. После распада Союза наметился крен в совершенно другую сторону: было забыто какое бы-то ни было планирование. Предпринимались и попытки создания автоматизированных систем управления предприятием, но опять в глобальном масштабе - создание АСУ экономикой вцелом, что приводило к появлению громоздких и плохо работающих программ.

Большинство современных автоматизированных систем управления предприятием в той или иной степени реализуют принципы описанных выше методов.

Вот только некоторые отечественные и западные системы управления предприятием, представленные на российском рынке.

Таблица 1
Название системыОрганизация-производитель
BAANBaan, Голландия
CA-MANMAN/XCA, США
IFSIndustrial and Financial Systems AB, Швеция
MFG/PROQAD, США
NS2000 (*)Никос Софт, Россия
Oracle ApplicationsOracle, США
R/3 SAPAmerica, США
SYMIXSymix Systems, США
System 21JBA International, США
БОСС-КОРПОРАЦИЯ (*)АйТи, Россия
Галактика (*)Галактика, Россия
Кх3 (*)ОстИн, Россия
Ресурс (*)Эллай, Россия

Примечание:
(*) - в указанных системах методы Планирование ресурсов предприятия (MRP II) и Расширенное планирование ресурсов (ERP) не реализованы или реализованы не в полном объеме.

О реализации на программном уровне метода Планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка (CSRP) авторам не известно.

Все системы автоматизации управления различаются по функциональным возможностям, стоимости и срокам внедрения. Однако, любая из них является лишь средством, инструментом, помогающим автоматизировать процесс управления предприятием. Эффективность использования каждой из них зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо на предприятии поставлены сами процессы учета, планирования и управления. И здесь неоценимую пользу может принести привлечение внешних консультантов.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz