бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ФИНАНСЫ
СТРОЙСБЕРКАССЫ: РОССИИ НУЖНА ОСОБАЯ МОДЕЛЬ

По информации пресс-службы Партии развития предпринимательства

"Примерно половина населения Европы копит деньги на жилье в строительно-сберегательных кассах. И в России - для решения жилищного вопроса - необходимо создать систему предварительного накопления. "Серые" доходы не позволяют людям брать ипотечные кредиты в банках. организация стройсберкасс сможет частично снять проблему доказательства состоятельности человека. В России только специализированный закон с нормами прямого действия позволяет относительно стабильно вести бизнес и защищать права гражданина, поэтому необходимость принятия закона о стройсберкассах не подлежит сомнению". Об этом на Парламентских слушаниях "О жилищных строительных сбережениях граждан в РФ", которые 16 мая прошли в Государственной думе, заявил лидер Партии "Развитие предпринимательства", председатель Комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования Иван Грачев.

По его мнению, представленный на обсуждение проект Федерального закона "О строительных сберегательных кассах" вполне соответствует российскому менталитету, поскольку его основным концептуальным положением является коллективная взаимопомощь вкладчиков ССК для осуществления их общей мечты о собственных "четырех стенах". Депутат особенно подчеркнул, что "имеющийся в законопроекте ряд принципиальных недостатков в случае сохранения не позволит создать в Российской Федерации эффективно функционирующую систему жилищных строительных сбережений".

Основную проблему российского закона о стройсберкассах обозначила начальник отдела Департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Ирина Антонова, заявившая, что в Законе "О банках и банковской деятельности" нет понятия строительных сберегательных касс, поэтому "достаточно сложно определить, будут ли стройсберкассы осуществлять свою деятельность как банки, либо как небанковские кредитные организации". При этом она отметила, что привлекать вклады граждан могут только банки, чей уставной капитал не должен быть меньше 5 млн. евро, а говорить о создании специализированных ипотечных банков преждевременно. "Учитывая, что индустрия ипотечного жилищного кредитования находится в начальной стадии развития, а правовые основы для ее развития требуют еще доработки, еще рано говорить о создании специализированных банков. К этому вопросу следует вернуться, когда будет принят пакет законопроектов по ипотечному жилищному кредитованию", - заявила И.Антонова, добавив, что Банк России в отношении строительных сберегательных касс окончательную позицию еще не выработал.

В свою очередь, один из разработчиков законопроекта о стройсберкассах - директор Фонда "Институт экономики города" Наталья Пастухова заявила, что "независимо от нашего отношения к стройсберкассам в России уже существуют аналоги немецких касс. Правда, они абсолютно не соответствуют критериям, по которым работают немцы. Их опыт основан на очень точном и жестком законодательном правовом регулировании, потому что все прекрасно понимают политические последствия от недобросовестного привлечения огромных денежных сбережений населения".

Участники парламентских слушаний обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой поручить правительству разработать меры по обеспечению развития в России системы жилищных строительных сбережений граждан, которая может быть одной из важнейших и перспективных составляющих государственной жилищной политики. Комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования предложено учесть замечания и предложения участников слушаний.

В частности, в законопроекте решено отразить следующие положения. Во-первых, система жилищных строительных сбережений граждан должна быть изолированной от фондового и банковского рынков, колебаний процентных ставок и курса ценных бумаг, поэтому первичным источником должны служить вклады граждан. Для этого проценты по сберегательным вкладам и займу должны быть установлены уже при заключении договора строительных сбережений, и стройсберкасса не имеет права их менять в течение всего срока действия договора накопления сбережений. При этом разница между кредитной ставкой по договору ипотеки должна быть установлена государственным органом, осуществляющим надзор за деятельностью строительных сберегательных касс, не выше 4-5 процентов. Кроме того, стройсберкассы не имеют право проводить рискованных операций, а также операций, не имеющих прямого отношения к основным видам деятельности ССК.

Во-вторых, строительные сберегательные кассы должны быть частью российской банковской системы с максимальным учетом их узкой специализации и целевого назначения.

В-третьих, государство должно оказывать поддержку строительно-сберегательной системе. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, господдержка является наиболее значимой для становления и быстрого развития института строительных сбережений. В связи с этим, в законопроекте вместо короткой и отсылочной статьи 19 необходимо разработать полноценный раздел "Формы государственной поддержки и государственного стимулирования системы строительных сбережений".

Это осуществимо путем рецепции соответствующих норм германского законодательства о строительных сбережениях, которое предусматривает премии работодателей и государственные сберегательные премии вкладчикам на этапе накопления, различные налоговые льготы, субсидии, льготные условия выплаты процентов по займу и иные.

Кроме того, необходимо предусмотреть и другие формы государственной поддержки и стимулирования развития системы стройсбережений, например, изучить вопрос о возрождении в России вещного права застройки с тем, чтобы предоставить государству правовую возможность целевого выделения земельных участков под жилищное строительство.

Стройсберкассы: России нужна особая модель. // Кваритра Дача Офис. - 2002. - №88.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz