бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЭКОНОМИКА
«Между костелом и пивной»

- Уважаемый господин Посол! В конце 2002 года в Праге прошел саммит НАТО, ставший, безусловно, одним из наиболее значительных политических событий прошедшего года. Что он значил для Чехии и для Восточной Европы?

- Безусловно, это важнейшее событие в истории Чехии и в истории Европы. И дело не в том, что в Праге произошло значительное расширение НАТО, одобрен проект вступления в альянс как никогда большого числа государств. Я бы прежде всего отметил, что это был первый саммит, на котором Российская Федерация была представлена без всяких плюсов или минусов. Мы все были на саммите единой «двадцаткой». И это мне кажется очень важным.

Я думаю, что существует три этапа истории НАТО: первый - создание организации и борьба во время холодной войны, второй - после окончания холодной войны, когда предпринималась попытка понять новый мир и свое место в нем, и третий, который начался в Праге, - этап взаимодействия и сотрудничества с Россией, этап по-настоящему единой Европы. И конечно, что особенно важно для нас, чехов, саммит явился заключительным аккордом политической деятельности нашего президента - Вацлава Гавела. Я думаю, что мою правоту лучше всего подтверждает то, что сразу после саммита в Праге состоялась встреча комитета «двадцатки» здесь, в Москве, и в этой встрече полноценное участие приняли не только представители европейских стран и Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон, но и российские министры иностранных дел и обороны Игорь Иванов и Сергей Иванов. Уверен, что это всем показало позитивность и историческую важность того, что произошло в Праге. Я очень рад, что наше взаимопонимание все время растет, а следовательно, улучшаются наши отношения.

- Продолжу начатую Вами тему, г-н Посол. После саммита уходит в отставку президент Гавел, заявил о своем уходе с поста Генерального секретаря в конце 2003 года и лорд Робертсон. Среди новых кандидатур на пост Генерального секретаря НАТО - представитель бывшего «варшавского договора» и бывший коммунист г-н Квасневский. В том случае, если его избрание состоится, будет ли это означать, что в Праге начался новый, «восточно-европейский» период в истории НАТО?

- Безусловно, это интересная тенденция, и шансы г-на Квасневского мне кажутся достаточно серьезными. Однако я боюсь, что в Польше, где не самая простая ситуация, есть серьезные основания для продолжения его работы по крайней мере до окончания его мандата. Но само обсуждение кандидатуры Квасневского очень важно и симптоматично для всей Европы.

- В прошлом году в Чехии случилось крупнейшее наводнение, ставшее большим бедствием для страны. Как Чехия пережила наводнение, как оно отразилось на внутренней политике, экономическом положении страны?

- Конечно, это была трагедия, однако для нашей экономики это не стало проблемой. Мы хорошо справились с этими трудностями, все годовые показатели оказались положительными, что очень обрадовало чехов. Еще до зимы были восстановлены все дороги, мосты, построены новые дома для тех, кто лишился крова в результате стихийного бедствия. За два месяца собственными силами мы построили новые дома, и это очень хороший показатель интенсивности нашей работы.

- Удачное преодоление экологического кризиса подтверждает, что в современной Чехии сложился прочный средний класс с хорошо развитым средним и малым бизнесом. Или это заслуга крупной промышленности?

- Вы знаете, это очень трудно оценить: отлично проявили себя и малые, и средние предприятия, и, конечно, крупнейшие наши комбинаты, флагманы чешской промышленности, по которым тоже пришелся удар стихии. Причем при оценке результатов года нужно учитывать, что из-за стихии в течение нескольких недель не работал ряд крупнейших предприятий, парализованных разливом воды, и, несмотря на все это, мы имеем положительный баланс года. Вы знаете, мне кажется, что был преодолен важный психологический барьер: все поняли, что теперь нужно еще более сплоченно работать, еще эффективнее трудится. Было все сделано, чтобы сразу, как только вода отступила, начать работу, начать восстановление.

- Вступление Чехии в европейские институты, прежде всего в НАТО, наверное, дало не только политические дивиденды. Как отразился процесс интеграции в европейские институты на жизни граждан Чехии?

- Трудно сказать, какое значение непосредственно в жизни каждого чеха имело вступление страны в НАТО. Но, с другой стороны, можно с уверенностью сказать, что с того момента, как было объявлено, что Чехия является страной-кандидатом, произошел положительный сдвиг во всех экономических показателях, во всей внешнеторговой деятельности и особенно в том, что касается инвестиций в экономику страны. Это, наверное, сказалось и на жизни каждого гражданина в той или иной степени. Инвесторы поняли, что Чехия становится частью Европы, что в стране существует экономическая стабильность, а следовательно, она привлекательна для инвестиций. На сегодняшний день они достигли очень высокого уровня. К сожалению, я не могу привести конкретных примеров, но должен с уверенностью сказать, что, начиная с 1998 года, инвестиции в экономику Чехию превышают 5 миллиардов долларов в год. А в прошедшем году они приблизились к 8 миллиардам долларов. Это означает появление множества новых предприятий, перестройку и модернизацию старых и т.д. Разумеется, страны, инвестирующие в чешскую экономику, – это далеко не всегда члены альянса или даже Европейского сообщества, но это страны, заинтересованные в стабильном будущем.

- В период вступления в НАТО Чехии пришлось пройти через военную реформу, через преобразование армии Чехословакии-Чехии, построенной по советскому образцу, в армию европейскую, в армию члена Североатлантического альянса. Какие трудности пришлось преодолевать?

- Должен сказать, что нам повезло - мы вовремя начали реформу, хотя даже при этом потеряли очень много времени и денег напрасно. Правда заключается в том, что нам необходимо было сделать несколько разумных шагов, перед тем как мы были приняты в НАТО. Последнее и важнейшее решение, которое надо было принять, и нами это принято: переход на профессиональную армию. Эти шаги были сделаны. И я должен сказать, что, когда я смотрю на эти процессы с точки зрения простого гражданина Чехии, я понимаю, что престижность службы в армии во времена Чехословакии и в первое время в Чешской Республике была очень невысока. Очень мало людей хотело связать свое будущее с таким институтом как армия. После вступления в НАТО, после решения, что армия станет профессиональной, люди увидели для себя перспективу в армии - возможность учиться за рубежом, стажироваться в престижных академиях, изучать иностранные языки, побывать в других странах и т.д. Тип армии, который был раньше, не нравился молодежи, а новая армия привлекательна - это армия образованных, грамотных людей. Очень важно изменить психологический климат в обществе, без этого ни одна реформа не получится. Сегодня все армии вооружены хорошо, и главная цель - создать к этому современному вооружению отличный человеческий аппарат, который будет гордиться своей службой. В этом секрет положительных тенденций после реформы. Кстати, отношение к армии в нашей истории всегда было специфическим, лучше всего это описано у Гашека в похождениях Швейка. Это наша история, это не только литературный герой - это наш символ. Теперь отношение к армии меняется.

- На постсоциалистическом пространстве, в отличие от Западной Европы, в последнее десятилетие происходил распад государств, в том числе и объединенных идеей славянского братства. Процессы происходили по-разному, но, пожалуй, самый безболезненный пример - разъединение Чехии и Словакии. В чем ваш секрет, неведомый в пост-Югославии или в пост-СССР?

- Я думаю, что особого секрета нет. Просто когда обе страны поняли, что Словакия не хочет больше жить вместе, мы разделились. Долгое время ни у кого не было желания разделяться, но когда словаки сказали, что они хотят независимости, мы сказали «да». Потому что в цивилизованном мире невозможно никого держать насильно. Оказалось, что это самый хороший, самый разумный путь. Потому что сейчас, после десяти лет разделения, мы находимся в новом процессе. Мы вновь объединяемся, но уже в единой Европе, когда мы будем вместе в шенгенском союзе и у нас фактически будет опять единое пространство, но у каждого будет своя специфика. Во-вторых, очень важны человеческие отношения, и здесь, я думаю, у нас есть преимущество: отношения чехов и словаков всегда были на хорошем уровне. То же самое можно сказать о культуре и истории. Вы знаете, что теперь создаются единые подразделения наших армий в программе НАТО и в программе "Партнерство ради мира". Сейчас речь идет о том, что будет создана даже единая польско-чешско-словацкая военная бригада в рамках единых европейских сил безопасности. Мне кажется, что это прекрасно демонстрирует режим партнерства и доверия между нашими странами.

- Как Вы оцениваете чешско-российские отношения? Чего, по-Вашему, им не хватает?

- Я прежде всего хочу отметить, что исторически наши отношения - самые лучшие. Со времени возрождения Чешской Республики мы сделали большие шаги навстречу друг другу. Это связано с тем, что у нас очень много людей поняли, что Россия - это уже не СССР и для нас выгодно восстановить хорошие экономические и торговые контакты. Потому что некоторые связи у нас значительно старше Чехословакии и Советского Союза. Первые экономические контакты были с самого начала ХIХ века, и не только экономические, но и человеческие. Может быть, не очень известно, но в Российской империи в середине и конце ХIХ века работало очень много чехов. А у нас в Карловых Варах бывало очень много русских. Многие работали в гимназиях, в университетах преподавали, было много инженеров. На многих сахароваренных заводах, особенно на Украине, работало немало чехов. Уже 130 -150 лет назад люди понимали, что у них близкий менталитет, близкий для понимания язык, близкие корни. Было много музыкантов, конечно, прежде всего в южных и западных районах Российской империи.

Все это было. Если посмотреть, как меняется сегодня мир, то он частично возвращается в начало ХХ века. Я думаю, что частью этого процесса является появление в Чехии большого интереса к русской культуре. Так, в прошлом году, когда в Брно проводились Дни русской культуры, это вызвало огромный интерес, интерес, который превзошел все ожидания. И мы здесь, в России, чувствуем большой интерес к чешской культуре, мы видим большое число желающих побывать в Праге, в Чехии. Начинают восстанавливаться и развиваться экономические отношения. Причем я должен отметить, что на новом уровне, совсем не так, как раньше. Может быть, это еще не очень заметно на товарообороте, но уже начался поток чешских денег - инвестиций - в российскую экономику и поток российских денег, не криминальных и не серых, а легальных, в экономику Чехии. На этом фоне политический диалог не только возобновился, но активно идет вперед, и эта тенденция заметна.

Я думаю, у нас отличные перспективы. У нас очень близкие позиции в отношении Балкан, Ближнего Востока. Мы уже с уверенностью можем говорить о партнерстве в борьбе с международным терроризмом и теми процессами, которые его сопровождают, - международной преступностью, наркоторговлей. Я думаю, что нам необходимо и дальше развивать взаимовыгодную торговлю. Мы очень заинтересованы в полноценных российских инвестициях в нашу экономику.

- Закончилась политическая карьера президента Чехии Вацлава Гавела, приведшего с собой в политику в высшие эшелоны власти своих сподвижников по «хартии-77», по диссидентскому движению. Среди них послы в Бельгии и в НАТО, Вы, господин Посол, многие другие. Не означает ли это, что теперь и вы должны будете уступить свои посты новым людям?

- Это ни в коем случае не связано. Все процессы будут происходить в соответствии с нашей конституцией. Конечно, с именем Вацлава Гавела связано очень многое. Однако бывшие диссиденты есть сегодня практически во всех партиях, разумеется, кроме коммунистической. У нас когда-то были одинаковые взгляды, но сегодня мы думаем по-разному. Единственное, что нас объединяет, - это приверженность демократии. Мои друзья по «хартии-77» - и в Социал-демократической партии, и в Христианской партии, и в Гражданской партии, многие на различных постах в государстве. Многие - послы в США, Великобритании, Израиле, Франции, Словакии, в перечисленных Вами Бельгии и НАТО, в других странах. Это связано не только с личностью Вацлава Гавела. Он просто наиболее сильно символизировал наше поколение, нашу политику все эти годы. И я думаю, во многом его заслуга в том, что, в отличие от многих других постсоциалистических стран, Чехия смогла реформировать сознание граждан и выстроить истинные институты социал-демократии, которые не позволяют появиться тенденциям, имеющим место в ряде стран, - приходу к власти посткоммунистических партий. У нас была очень сильная традиция социал-демократии, и после 1988 года она возродилась.

- Господин Посол, каково Ваше мнение о парламентской дипломатии?

- Перед тем, как стать послом, я тоже был парламентарием и занимался парламентской дипломатией. Два года я был членом нашей делегации в парламенте при НАТО. И за эти два года я посетил все 16 тогдашних стран Североатлантического альянса, а также Польшу и Венгрию. И это дало мне очень хороший опыт, потому что бывают моменты, когда эта парламентская дипломатия помогает больше, чем профессиональная. Парламентские дипломаты могут договориться о многом том, что не по силам МИДовцам. Они более свободны, более открыты к диалогу, к конструктивным отношениям. Поэтому у меня очень хорошее отношение к парламентской дипломатии, и я всегда рад, когда наши депутаты или сенаторы приезжают в Москву, и всячески стараюсь им помогать. Наше посольство всегда готово помочь вам в парламентском диалоге.

- Господин Посол, Россия - европейская страна? Если да, то почему?

- Конечно, да. Ваша культура основана на тех же корнях, что и у остальных европейских народов. Православная церковь - христианская церковь, у вас очень много общих корней со всей Европой. Современная Европа была основана на месте великой Римской империи, и на этом месте возник христианский мир и на Западе, и на Востоке. Нас объединяют очень многие идеи и ценности, единые европейские идеи и ценности. Даже Канада или США, которые, конечно, самобытны, но они часть этой же культуры, этих же ценностей и идей. Я думаю, что сегодня мир делится не на Европу или Азию или Америку, а он все больше делится по принципу север - юг. Это полярность мира все более проявляется, и мы все ближе друг к другу - европейцы, американцы. И я бы с уверенностью, особенно в последние годы, сказал: вы, безусловно, часть этой половины, вы - европейцы.

- Последний, самый сложный вопрос. Что означает для чеха пиво?

- Это несложный вопрос! У нас есть два региона, разделяющихся по своей привязанности. Это Моравия, в которой больше любят вино, и Чехия, где пиво вне конкуренции. Я должен сказать, что для чеха пиво - это не только напиток, не только алкогольный напиток, оно часть нашей культуры. Пиво варилось в гостиницах, где собирается народ, потому что у нас гостиница - это не только место временного проживания, это место общения, место, где приятно собраться с друзьями и, может быть, встретить новых друзей. Конечно, это прежде всего традиция, сохранившаяся в деревнях и маленьких городках. Для чеха пивная то же самое, что для француза или испанца кафе. Пивная-гостиница, где можно пообщаться, поговорить, обсудить проблемы, порадоваться вместе. Все люди, которые там собираются, общаются на равных, они не знают, кто есть кто, но им нравится пиво и они открыты друг для друга. Может быть, сегодня это не всегда можно увидеть, почувствовать в Праге, но в стране это так. Это значит, что пиво является центром жизни. Потому что если вам нужно, что-то узнать или о чем-то спросить, вы должны прийти в гостиницу, и там вы получите ответы на ваши вопросы. Там вы найдете того, кого вы ищете. Потому что именно в пивной знают местные новости. У чехов в истории было два центра в жизни - это костел и пивная, гостиница, и эта традиция сохранилась. Причем в пивной вы очень редко встретите пьяного или хмурого человека. И еще я хочу сказать, что трудно найти пивоварню и пивную, которой меньше 300 лет, а есть и такие, которым более 600 лет. Они стоят на тех местах, которые нашли очень давно, там чистая прекрасная вода, очень хороший чешский хмель и прекрасные руки, сохраняющие чешские традиции пивоварения.

- Спасибо большое за обстоятельное интервью. Хочу отметить, что посольство Чехии, видимо, находится как раз в нужном для чехов месте - между костелом и чешской пивной в Чешском доме.

Информационный бюллетень "Русский европеец" благодарит за помощь в подготовке интервью пресс-атташе посольства Чешской Республики в Москве Зденку Павловичеву.

http://www.euroclub-duma.ru

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz