бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЭКОНОМИКА
Кто нас накормит и напоит?

Пищевая промышленность: глобальная конкуренция не за горами
Мария Годунова

Рост доходов населения за последние 3 года отразился на потреблении продовольствия. Так, по данным компании ACNielsen, объем только московского продовольственного рынка, где уровень доходов достаточно высок, за 2001 г. увеличился на 45%.

В 2001 г. темпы прироста производства в пищевой промышленности составили 8,4% при общем приросте промышленного производства в 4,9% (см. табл. 1). Рост пищевой промышленности за последние несколько лет, как считают аналитики, вызван ростом оборотного капитала предприятий, что, в свою очередь, обусловлено повышением платежеспособности населения.

Часть российских предприятий активно модернизируют производство, используют современные технологии, создают совместные с участием иностранного капитала предприятия. В последнее время наблюдается рост объема инвестиций в основной капитал. По итогам 2001 г. он составил 1,6 трлн. руб., превысив на 8,7% уровень 2000 г. (см. табл. 2). За последние 10 лет прямые инвестиции в пищевую промышленность со стороны отечественных и иностранных компаний превысили 6 млрд. долл.

ЗАЛЬЕМ РОССИЮ ПИВОМ

Иностранные компании начали приходить в Россию еще в середине 90-х годов. Прежде всего их интересовали наиболее динамично развивающиеся отрасли, в том числе — производство пива. Российский пивной рынок является не только одним из самых крупных в мире, но и весьма перспективным. Хотя в 1991–1996 годы выпуск пива сократился, с 1997 г. пивоваренные компании начали резко наращивать объемы производства. В результате в 2001 г. уровень 1990 г. был превышен на 87%. Средний темп ежегодного прироста по отрасли 10–15%.

В пивоварении иностранные производители занимают сильные позиции. За последние 5 лет западные компании вложили в российское пивоварение около 2 млрд. долл. С середины 90-х четыре западных гиганта — Baltic Beverages Holding (BBH), SUN Interbrew, SAB и Efes Beverages Group — скупили или построили в общей сложности 20 предприятий с самым современным оборудованием. Сейчас они контролируют более половины рынка и продолжают активно развиваться.

Так, скандинавская группа Baltic Beverage Holding (ВВH) приобрела в начале этого года 70% акций Воронежского пивоваренного завода, одного из крпнейших в регионе. В его модернизацию ВВН собирается инвестировать до конца года 5 млн. долл. В течение 3 лет на модернизацию производства будет направлено 17 млн. долл. С приобретением завода компания намерена увеличить свою долю на рынке до 32%. ВВН принадлежит лидер российского пивного рынка компания «Балтика» (С.-Петербург). В 1997 г. «Балтика» приобрела контрольный пакет акций АО «Донское пиво» (Ростов-на-Дону), которое получило 30 млн. долл. на расширение производства.

Кроме того, 65 млн. долл. «Балтика» вложила в реконструкцию своего дочернего предприятия АО «Тульское пиво», выведя его на проектную мощность. На 2002 г. объем предполагаемых инвестиций «Балтики» запланирован в размере более 150 млн. долл. Часть из них будет направлена на завершение первого этапа реконструкции минского пивзавода «Криница», а также на строительство заводов в Хабаровске и Самаре. ВВН владеет крупным пакетом акций другого лидера питерского рынка — пивзавода «Вена». В этом году планируется удвоить производственные мощности этого предприятия, на что будет затрачено 27 млн. долл. Другим крупным акционером предприятия является датская компания Carlsberg. Компании ВВН принадлежат 13 предприятий: 3 — в странах Балтии, 2 — на Украине и 8 — в России, в том числе «Ярпиво» (Ярославль), «Пикра» (Красноярск), «Золотой Урал». При этом только на развитие завода «Пикра» компания затратит 12 млн. долл. в этом году, а общий объем инвестиций в течение 4 лет планируется в 34 млн. долл. Также холдинг ВВН владеет акциями 5 солодовенных заводов.

В 1998 г. международная пивоваренная компания South African Breweries (SAB) приобрела Калужскую пивоваренную компанию. Инвестиции в реконструкцию и наращивание мощностей составили около 100 млн. долл. Завод выпускает такие популярные марки, как «Золотая Бочка», «Миллер», «Хольстен», «Старопрамен».

В 1999 г. бельгийский пивной концерн Interbrew и группа компаний Sun создали совместное предприятие SUN Interbrew. Новая структура стала управлять 9 пивоваренными заводами в России и 4 на Украине.
В 2002 г. голландская компания Heineken NV, которая на сегодня является крупнейшей по объемам продаж пивной компанией Европы, подписала соглашение о покупке петербургской компании «Браво интернэшнл» (марка «Бочкарев»). Предварительная стоимость завода оценивается в 400 млн. долл.

Турецкая Efes Beverage Group планирует в ноябре 2002 г. открыть пивоварню в Ростове-на-Дону. Новая пивоварня создается на базе принадлежащего Efes Beverage Group завода «Кока-Кола Ростов ботлерс», законсервинованного летом 2000 г. Стоимость перепрофилирования предприятия на выпуск новой продукции оценивается в 20 млн. долл. Efes выпускает пиво одноименной марки, а также марку «Старый мельник» на мощностях своего московского завода. Также компания ведет строительство пивоваренного завода в Казахстане, в которое будет вложено 16 млн. долл.

Среди крупнейших российских производителей пива, созданных без участия иностранного капитала, — МПБК «Очаково». Годовой объем продаж пива на комбинате превышает 50 млн. дал. Также «Очаково» выпускает квас, морсы, минеральную воду и слабоалкогольные напитки. Для развития бизнеса компания использует собственные средства и привлекает банковские кредиты. За 1996–2001 годы комбинат вложил в обновление основных фондов более 150 млн. долл. В настоящее время «Очаково» осуществляет масштабный инвестиционный проект в Краснодарском крае с общим объемом инвестиций в 100 млн. долл. После вывода предприятия на проектную мощность ежегодный объем его производства достигнет 67 млн. дал пива и других напитков. Одновременно ведется строительство пивоваренного завода в Пензе. Его стоимость оценивается в 85 млн. долл. Запуск запланирован на начало 2003 г.

Процесс концентрации капиталов на пивном рынке продолжается. По прогнозу Союза российских пивоваров, насыщение российского пивного рынка может наступить лишь через 3–5 лет. К этому времени рынок будет полностью поделен между 5 крупнейшими производителями. Сейчас лидеры рынка наращивают производственные мощности путем расширения и модернизации существующих предприятий и строительства новых, проводят агрессивную рекламную политику. В то же время остальные из почти 300 пивных предприятий России снижают темпы развития. Положение мелких производителей еще более осложнилось с повышением акциза на пиво в январе 2002 г., что привело к значительному снижению рентабельности. В ближайшие несколько лет, по прогнозам экспертов, большинство пивных компаний с российским капиталом уйдет с рынка, не выдержав конкуренции.

К 2003 г., согласно прогнозам западных компаний, ежегодный объем производства пива в России вдвое превысит нынешний уровень (600 млн. дал), а в 2003 г. вырастет еще на 170 млн. дал. Эксперты компании Heineken считают, что российский пивной рынок в течение ближайших лет войдет в пятерку ведущих пивных рынков мира.

ЧЕЙ ТАБАК ЛУЧШЕ

Транснациональные табачные компании — Philip Morris, British American Tobacco (BAT), RJR (сейчас JTI) — пришли в Россию также более 10 лет назад. В то время Россия находилась на втором месте после Китая по объему потребления табачных изделий. Иностранные игроки быстро усвоили, что производство международных марок в России более выгодно, чем их импорт. Оценив перспективы рынка, компании начали скупать производственные мощности и строить собственные производства. В 1992 г. была запущена фабрика «RJR-Петро» (С.-Петербург), созданная транснациональной компанией R.J.Reynolds. Через несколько лет компания начала производство своих марок Camel и Winston. Позже RJR продала международное подразделение — RJR Int. японской компании Japan Tobacco Inc. (JTI). Сегодня мощности АО «Петро» рассчитаны на выпуск 70 млрд. сигарет в год (в 2001 г. объем производства составил 55 млрд. штук).

Другой табачный гигант — Rothmans International Tobacco — в 1993 г. подписал соглашение с фабрикой «Нево-Табак» (С.-Петербург) о создании СП «Ротманс-Нево». Была построена одноименная фабрика мощностью 12 млрд. сигарет в год. В том же году British American Tobacco (BAT) стала владельцем московской табачной фабрики «Ява», а компания Philip Morris выкупила пакет акций АО «Краснодартабакпром» (Краснодар). Год спустя ВАТ приобрела 75-процентный пакет акций Саратовской табачной фабрики, переименовав ее в «БАТ-СТФ». В 1999 г. Rothmans International объявила о слиянии с BAT. Офисы обеих компаний в России были объединены, и в структуру ВАТ вошла фабрика «Ротманс-Нево». В 2001 г. ВАТ увеличила реализацию сигарет на российском рынке на 15% (до 47 млрд. штук).

Компания Philip Morris с вводом мощностей в России прекратила импорт своей известной марки сигарет Marlboro. За 2001 г. Philip Morris увеличила производство сигарет в России на 34% (до 53,5 млрд. штук). Доля компании на российском рынке возрасла до 19,1% против 17% в 2000 г. Сегодня у компании 3 фабрики в России: «Philip Morris — Ижора», «Philip Morris — Кубань» и «Philip Morris — Нева». В строительство только одной «Philip Morris — Ижора» было вложено 330 млн. долл. Планируется наращивать ее мощности. Общий объем инвестиций компании в России превысил 500 млн. долл.

Московская табачная фабрика «Дукат» совместно с американской компанией Brook Overseas создали компанию «Лигетт-Дукат». В 2000 г. владельцем предприятия стала британская компания Gallaher, которая инвестировала в 2001 г. в модернизацию предприятия 60 млн. долл. В 2001 г. компания увеличила производство на 16%, реализовав 56 млрд. сигарет.

Из-за перепроизводства сигарет и отсутствия средств на развитие число табачных компаний постепенно сокращается, а все мощности концентрируются в руках у иностранных табачных гигантов. Сегодня иностранным компаниям принадлежит 11 крупнейших российских табачных фабрик. Они контролируют 60% российского рынка сигарет. 20% продукции выпускается на трех фабриках с российским капиталом — «Донской табак», «Балканская звезда» (Ярославль) и «Нево-Табак» (С.-Петербург), которые сумели провести реконструкцию производства.

КОНФЕТКИ, БАРАНОЧКИ

Кондитерская промышленность сегодня является одной из высокорентабельных отраслей пищевой промышленности: рост производства здесь составлял в 2001 г. 9,1% (см. табл. 2). Однако и здесь российские производители начинают сдавать позиции. Например, на рынке шоколада совокупная рыночная доля отечественных производителей ниже 30%. Положение крупнейших российских производителей часто осложняется проблемами передела собственности и конфликтами между акционерами компаний.

Доля иностранных производителей, организовавших собственное производство в России, довольно велика. Российские производители кондитерских изделий пытаются конкурировать с западными, расширяя свое присутствие на рынке за счет приобретения небольших региональных предприятий, в том числе — в смежных отраслях. Также они открывают фирменные магазины и торговые дома в крупных городах. На своих мощностях предприятия выпускают универсальный ассортимент — шоколад, карамель, торты и т. д.

Западные компании предпочитают инвестировать в продвижение собственных марок. Они активно изучают вкусы покупателей и переходят на выпуск изделий, изготовленных по русским рецептам с русскими названиями. Основным продуктом на их фабриках является шоколад, как более дорогой и рентабельный по сравнению с другой продукцией. Эти компании активно переоснащают предприятия, выделяя значительные средства на рекламу.

Иностранные компании начали скупать акции наиболее успешных предприятий в середине 90-х годов. Так, швейцарская корпорация Nestle в 1995 г. приобрела контрольный пакет акций одного из крупнейших кондитерских предприятий — АО «Шоколадная фабрика «Россия» (Самара), в которую за последние 6 лет вложила около 100 млн. долл. Также Nestle принадлежат контрольные пакеты акций фабрик «Алтай» (Барнаул), «Камская» (Пермь), «Кондитер» (Самара), ОАО «Хладопродукт» (г. Тимашевск, Краснодарский край) и ООО «Нестле Жуковское мороженое» (Московская область).

Собственное производство в России также развернул немецкий концерн Stollwerk AG. Шоколадная фабрика «Покров» была открыта летом 1997 г. Инвестиции в строительство составили 35 млн. долл. В 2000 г. фабрика вышла на проектную мощность и стала второй в отрасли после самарской фабрики «Россия». Летом 2001 г. Stollwerk продал предприятие американской корпорации Kraft Foods, которая продвигает на рынок более 70 наименований в 140 странах мира. В России она представляет такие марки, как кофе Jacobs, Maxwell House и Carte Noire, а также картофельные чипсы Estrella. Компания владеет заводом по фасовке кофе в Ленинградской области, куда было вложено 15 млн. долл.

Британская компания Cadbury в 1995 г. открыла фабрику в г. Чудове. На ее строительство было затрачено 120 млн. долл. Годом раньше компания Mars начала строительство двух заводов в Ступино по выпуску кондитерских изделий и продуктов питания, а также по производству кормов для животных. Общий размер инвестиций в эти проекты превысил 200 млн. долл.

В 2001 г. норвежская компания Orkla приобрела крупный пакет акций кондитерского объединения «Любимый край». Сегодня эта фабрика является одним из самых крупных кондитерских предприятий в Северо-Западном регионе. По оценкам экспертов, сумма сделки составила 2,5 млн. долл.

В начале 2000 г. группа Baring Vostok Capital Partners (входит в ING Barings) и компания Capital International oбъявили о создании кондитерского объединения из трех региональных фабрик. Новая компания «СладКо» объединила фабрики «Заря» (Казань), «Конфи» (Екатеринбург) и «Волжанка» (Ульяновск). Инвестиционные фонды, управляемые компаниями, вложили в развитие фабрик 40 млн. долл. В планах объединенной компании — завоевать 10% российского рынка кондитерских изделий. В этом году «СладКо» намерена инвестировать в развитие предприятий 10 млн. долл. и увеличить объем продаж до 150 млн. В течение 5 лет компания намерена удвоить годовое производство продукции. Руководство объединения не исключает, что в него войдут новые фабрики. «СладКо» ориентируется на производство максимально широкого ассортимента сладостей по традиционным российским рецептурам. В то же время она собирается инвестировать средства в создание национальной кондитерской марки по примеру западных компаний. Эксперты не исключают, что такая стратегия позволит компании в будущем догнать лидера рынка — компанию Nestle.

Итак, кондитерский бизнес представлял и представляет интерес для российских компаний. В 1995 г. «Инкомбанк» скупил акции московских фабрик им. Бабаева и «Рот-Фронт». Они были объединены в холдинг, куда вошли три региональные фабрики. После банкротства «Инкомбанка» его пакет акций холдинга хотели выкупить кредиторы. Однако аукцион контрольного пакета акций (51,06%) был признан несостоявшимся, и сейчас вопрос о продаже пакета остается открытым. Сегодня в концерн «Бабаевский» входят 7 фабрик, мощность которых превышает 200 тыс. т кондитерских изделий в год. Компания имеет 50 торговых домов.

Другой кондитерский гигант — холдинг «Красный Октябрь» — был сформирован при участии московского правительства (23,7% акций). Кроме фабрики «Красный Октябрь» в Москве в холдинг входят 9 региональных кондитерских объединений. Компания выпускает почти 350 наименований кондитерских изделий. В 2001 г. объем производства увеличился на 26%. За последние 5 лет в головное предприятие холдинга было вложено более 10 млн. долл.

Недавно два крупнейших российских производителя кондитерских изделий — ОАО «Рот-Фронт» и ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» — сообщили о намерении объединиться в единый кондитерский холдинг. Как ожидается, слияние затронет все дочерние структуры обеих компаний, а также филиалы и представительства в Москве и других регионах. Владельцем контрольных пакетов акций обеих компаний является «Госинкор-холдинг» («Рот-Фронт» — 51% акций, «Красный Октябрь» — около 30%). В ближайшие 2–3 года в развитие кондитерского холдинга будет вложено более 20 млн. долл., что позволит поднять долю рынка до 25% (сейчас у «Красного Октября» — 7%, а у «Рот-Фронта» — около 3%).

МОЛОЧНОЕ ЦАРСТВО

Объемы производства молочной продукции начали расти с конца 90-х годов и в 2001 г. превысили уровень 1997 почти на 29%. Особенностями молочного производства являются привязанность производителей к производству сырья и короткий срок хранения готовой продукции. Возможность выйти со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют только те производители, которые наладили выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения.

Сегодня самым крупным игроком российского молочного рынка остается компания «Вимм-Билль-Данн — Продукты питания». Холдинг является единственной российской компанией, которая объединяет 14 предприятий (в том числе 9 молочных) в России и странах СНГ с годовым оборотом более 500 млн. долл. За 2001 г. доля компании на рынке молочных продуктов составила 8,1%. Одновременно компания является лидером на рынке соков. Сегодня выпускаются около 300 наименований молочных продуктов, 160 видов сока и сокосодержащих напитков. Объемы производства за 2001 г. выросли на 30%, объемы продаж за этот же период — на 39%. «Вимм-Билль-Данн» — первая национальная компания в молочной отрасли, которая сумела развернуть программу поддержки производителей молока и создать широкую сеть дистрибуции. В ближайших планах: расширить присутствие в стратегических регионах. На приобретение новых предприятий планируется затратить 50 млн. долл. Еще 40 млн. будут вложены в модернизацию действующих производств.

Основными конкурентами компании на российском рынке молочной продукции остаются компании Danone, Pаrmalat, Campina и Ehrmann, которые располагают огромными инвестиционными ресурсами. Эти компании скупили ряд существующих предприятий, начали их модернизацию либо построили новые. Они активно развивают собственную сырьевую базу, поддерживая местных поставщиков молока.

Компания Danone на российским рынке с 1992 г., хотя собственное производство в Тольятти было запущено в 1995 г. Через 6 лет был открыт завод в Чехове (Московская обл.), в который вложили 45 млн. долл. Как заявили руководители компании на открытии, необходимость постройки нового завода обусловлена тремя факторами: значительным ростом продаж продукции в течение последних лет, высокой стоимостью импорта, а также сокращением сроков реализации продукции из-за транспортировки. В 2001 г. компания удвоила производство молочной продукции, что позволило увеличить долю рынка с 11,9% в 2000 г. до 14%. Сырье на оба предприятия поставляют российские молочные хозяйства, в развитие которых компания вложила 4 млн. долл. Также Danone принадлежит московская фабрика по производству кондитерских изделий «Большевик».

Германская компания Ehrmann затратила на строительство собственного предприятия в Раменском районе (Московская обл.) около 80 млн. марок. Завод был открыт в 2001 г. Ввод второй очереди обошелся компании в 30 млн. марок.

Голландская компания Campina вложила в производство молока и йогуртов в Подмосковье 50 млн. долл. Завод начал работу в 2001 г. Сейчас компания для удвоения мощностей вкладывает еще 10 млн. долл.

Еще один ведущий мировой производитель йогуртов, германская компания Onken, в конце 2002 г. планирует ввести в Белгородской области завод по выпуску йогуртов. Стоимость проекта оценивается примерно в 30 млн. марок. Следом за ней о своих планах объявила испанская компания Pascual, которая намерена вложить 15 млн. долл. в строительство завода в Калуге.

Другим перспективным рынком как для российских, так и для иностранных компаний является рынок сыров. Уровень потребления сыров в России крайне низок по сравнению с другими странами. Причем значительная доля рынка занята импортной продукцией. Рентабельность сыроваренного производства, как и молочного, зависит от стабильных поставок качественного сырья. И те предприятия, которые сумеют договориться с поставщиками молока, станут лидерами в этом сегменте. Крупные производители молочной продукции уже задумываются над приобретением сыроваренных цехов или реконструкцией существующих заводов. Так, о строительстве собственного производства сыров уже объявила компания «Вимм-Билль-Данн». В 2002 г. компания планирует вложить около 2 млн. долл. в развитие производства сыров.

Немецкая компания Hochland инвестировала 7 млн. долл. в производство сыров на территории завода Ehrmann. Руководство компании не исключает взможности строительства собственного производства. Французская компания Lactalis (сыры под маркой President) уже ведет строительство завода в Истре. Объем инвестиций в строительство превышает 12 млн. долл. На полную мощность предприятие выйдет в ближайшие 2–3 года.

В молочной отрасли господство российских компаний пока сохраняется на рынке мороженого. Сегодня этот рынок на 93% принадлежит отечественному производителю, исключая компанию Nestle, а также 1% приходится на импортную продукцию. В середине 90-х годов на российский рынок мороженого пришли иностранные компании — Nestle, Baskin Robbins, Unilever. Их приход заставил отечественных производителей расширять ассортимент, улучшить качество упаковки и начать обновление оборудования, а также формирование четкой цепочки сбыта. Позже компания Unilever свернула свое производство в России. На сегодня самым крупным иностранным игроком остается компания Nestle, которая выпускает мороженое на Жуковском хладкомбинате. Среди наиболее крупных российских прозводителей мороженого выделяются «Айс-Фили», «Сервис-Холод», «Петрохолод», Липецкий, Белгородский, Новокузнецкий хладокомбинаты, компания «Метелица».

В целом, по прогнозам экспертов, спрос на молочную продукцию в России будет расти, а крупнейшие производители продолжат продвижение в регионы за счет покупки и реконструкции местных мощностей. Наиболее успешными окажутся те компании, которые сумеют инвестировать достаточные средства в развитие производства, а также четко выстроить маркетинговую и рекламную политику.

ИТОГ

Российская пищевая промышленность при высокой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке и быстрой окупаемости инвестиционных проектов остается привлекательным рынком для иностранных компаний. Инвестиции российских предприятий сдерживаются высокой стоимостью кредитных ресурсов, высоким уровнем рисков, отсутствием прозрачности финансовой деятельности и механизмов залогового обеспечения. Также сказывается недостаточная правовая защищенность подобных операций. Поэтому предприятия предпочитают привлекать внешние инвестиционные ресурсы в форме взаимного кредитования.

А основная часть иностранных вложений в российскую экономику приходится на инвестиции, которые формируются, в основном, за счет торговых кредитов, кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, а также кредитов, полученных от международных финансовых организаций: Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития.

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 3(8) июль 2002 г.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz