бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
КОНСАЛТИНГ
Особенности развития консалтинговых услуг в России

В. Ивлев, Т. Попова   ( http://www.bkg.ru )

Под реорганизацией деятельности предприятий понимается любое мероприятие, выполненное в рамках известных методов глобального управления качеством (TQM), реинжиниринга бизнес-процессов (BPR), управления, основанного на действиях (ABC/ABM), технологического проектирования (DFM), параллельного проектирования и разработки продукции (CE/CED) и т.д.

В России процесс реорганизации деятельности предприятий имеет ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что под реорганизацией понимается внедрение новых средств автоматизации и информационных технологий, например, корпоративных информационных систем (КИнС) или отдельных их частей, например, электронных архивов.

Мало внимания уделяется вопросам оптимизации организационно-штатных структур предприятий, построению рациональных схем товарно-финансовых потоков и связанным с ними документооборотом, разработке технологий работы предприятия, с учетом имеющейся сети региональных представительств (филиалов), позволяющих эффективно реализовать рациональные схемы товарно-финансовых потоков в рамках оптимальной организационно-штатной структуры и т.д.

Подавляющее большинство руководителей предприятий считают, что на их предприятии нужно провести какие-либо мероприятия по реорганизации, для чего понадобятся особые знания и навыки, которых нет у директоров и управленческого персонала. Следовательно, возрастает интерес к консультационным услугам в области реорганизации деятельности предприятий, так называемому бизнес-консалтингу.

ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-КОНСАЛТИНГ?

Бизнес-консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого связана с выполнением работ по проведению анализа, обоснованию перспектив развития и использованию научно-технических, организационно-экономических и методических инноваций на предприятии.

Консалтинговая фирма, предлагающая услуги по бизнес-консалтингу, должна осуществлять:

  • понимание клиента, как правило, руководителей предприятия, путем максимальной концентрации внимания на его предметной области и проблемах по оптимизации оргштатной структуры, с учетом региональных представительств, товарно-финансовых потоках, технологиях работы структурных подразделениях, документообороте, формирования вариантов решений и т.д.;
  • проведение анализа и оценки проблем клиента;
  • обоснование и разработку эффективных вариантов решения проблем;
  • разработку плана мероприятий, обеспечивающих выбранных клиентом вариантов решения проблем;
  • обеспечение выполнения консалтинга в области информационных технологий, обеспечивающих информационную и интеллектуальную поддержку выбранных клиентом вариантов решения проблем.

Обобщение авторами накопленного опыта выполнения ряда консалтинговых проектов по организации и реорганизации деятельности предприятий показало, что главными вопросами, которые волнуют директоров являются: налогообложение, неплатежи, трудовая и финансовая дисциплина, увеличение себестоимости продукции, трудности маркетинга и сбыта, устаревшее оборудование и технологии, совершенствование оргштатной структуры и многое другое.

К основным особенностям российского рынка консалтинговых услуг следует отнести:

  • консалтинговые услуги только начинают приобретать определенный вес;
  • на российском рынке достаточно широко действуют зарубежные консалтинговые фирмы (большая шестерка), однако они, как правило, не стараются, а скорей всего не могут, разобраться в нашей российской действительности, и навязывают свои типовые решения, исходя из опыта деятельности на других рынках, что не приносит достаточного эффекта;
  • российским консалтинговым фирмам, как правило, недостает: грамотных и опытных руководителей проектов и хороших команд исполнителей-аналитиков; методологических подходов выполнения консалтинговых проектов; грамотного комплексного применения всей гаммы инструментальных средств построения функционально-информационных, функционально-стоимостных и имитационных моделей бизнес-процессов предприятий; теоретических знаний и опыта выполнения проектов реорганизации деятельности предприятий.

В настоящее время руководители практически всех предприятий хотят узнать об эффективности работы существующей на предприятии организационно-штатной структуры. Поэтому вопросы ее реорганизации с целью оптимизации являются наиболее важными в проектах по бизнес-консалтингу.

Анализ существующей организационно-штатной структуры предприятия осуществляется на основе применения ABC-модели (Activity Base Costing). АВС-модель позволяет определить существующие затраты на выполнение основных и вспомогательных функций. Используя ABC-данные, формируется ABM-информация (Activity Base Management), которая необходима для построения вариантов организационно-штатных структур предприятия.

В качестве основных принципов формирования организационно-штатной структуры предприятия принимаются следующие:

  1. Структура должна отражать цели и задачи предприятия.
  2. Структура должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий должностных лиц предприятия.
  3. Принцип единоначалия.
  4. Сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением.
  5. Организационное разделение стратегического и оперативного управления.
    <
  6. Ограничение нормы управляемости.
  7. Обеспечение наименьшего числа уровней управления и простейшей цепи команд при реализации функций управления.

Оценка и сравнение вариантов структуры производится по следующим показателям:

  • количество структурных элементов на всех уровнях управления предприятия;
  • доля руководящего состава в структуре численности предприятия;
  • норма управляемости в звеньях управления различных уровней;
  • количество структурных элементов, занятых в реализации основных производственных функций предприятия;
  • коэффициент связности основных структурных элементов при реализации возложенных на них функций.

Полученные результаты при выполнении этапов бизнес-консалтинга позволяют, с одной стороны, до внедрения средств автоматизации, грамотно и эффективно осуществить реорганизацию деятельности предприятия и, следовательно обеспечить рациональную работу его структурных подразделений, с другой стороны, получить необходимые и достаточные исходные данные для проведения консалтинговых работ в области внедрения информационных технологий на предприятии.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz