бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
БИЗНЕС
Время собирать капитал

То, что ранее вывезенные из России капиталы должны быть возвращены и должны начать работать на российскую экономику, равно как и то, что это обязательно произойдет, сегодня ни у кого из российских предпринимателей не вызывает сомнения. Вопрос только в том, когда настанет этот переломный момент. Желания российских бизнесменов вкладывать деньги в собственную, а не в чужую экономику должны быть подкреплены полной гарантией соблюдения прав собственника, т. е. риск инвестиционных вложений должен быть предсказуем.

Очевидно, что, прежде всего, предприниматели ждут продолжения реформ. Темпы роста инфляции пока стабилизировались, цены на нефть все еще высокие, что обнадеживает. Но полной уверенности в стабильности ситуации все же нет. Уверенность в завтрашнем дне на данном этапе экономического развития России может дать только продолжение реформ. Законотворческая деятельность Правительства была более чем активной в последние годы: принятое количество законов было абсолютно рекордным для страны с переходной экономикой. Причем количество рассмотренных и принятых документов в Госдуме РФ за последний год было рекордным для парламента не только нашей, но и любой другой страны.

Однако другого выхода нет. Если Правительство не ускорит процесс реформирования и в ближайшие год-два не примет основных законов, а также не начнет проведения этих реформ, отсутствие которых препятствует притоку инвестиций в российскую экономику, накопленного экономического потенциала может надолго не хватить. Чтобы закрепить экономические достижения, Правительство должно еще более смело продвигаться по пути реформирования.

Экономика

Российские и западные экономисты, в то же время, полностью согласны с тем, что России необходимо дополнительное время, чтобы спокойно и без спешки реализовать реформы. Решающим фактором для передышки является стабильный международный климат, а в его отсутствие - полная независимость экономики России от внешних рынков капитала.

Вероятность еще более глобального мирового экономического кризиса, чем наблюдающийся в настоящее время, невысока. Однако, если это произойдет, что приведет к началу сокращения мирового производства, это повлечет за собой сокращение спроса на товары российского экспорта и тем самым еще более усугубит влияние мирового кризиса. Пока же прямого негативного влияния мирового кризиса на российскую экономику нет. Причем по сравнению с ценами на нефть этот фактор менее значим.

В период двухлетнего экономического роста Президент смог запустить продуманую и последовательную администрантивную и экономическую реформы, обуздать непокорных региональных губернаторов, укрепить авторитет центрального руководства, и, что не менее важно, создать положительный моральный настрой в обществе. В первый раз за всю постсоветскую историю он смог добиться сбалансированного госбюджета, выплат по погашению госдолга вовремя и отказа от западной финансовой помощи.

Однако успех в экономике предопределен не столько активными действиями Правительства по ее перестройке, сколько двумя основными факторами, которые находились вне зоны влияния Президента: девальвацией рубля после кризиса 1998 г. и ростом цен на нефть

Благодаря дешевому рублю экономика полностью восстановилась к тому времени, когда будущий Президент стал премьер-министром в декабре 1999 г. Резкий рост валовой прибыли предприятий после девальвации рубля был связан, в свою очередь, со стабильными ценами и падением реальной заработной платы.

Но экономический рост уже к концу 2000 г. приостановился. Корни замедления роста лежат в изменении действия факторов, которые в посткризисный период сыграли положительную роль: однажды девальвированный рубль начал набирать силу, а цены на нефть, в свою очередь, стали падать.

Между тем, западные наблюдатели положительно оценивают состояние российской экономики. Так, Международный валютный фонд по итогам работы комиссии в Москве в середине 2002 г. высказал удовлетворение по поводу достижения Россией запланированных бюджетных показателей и оценил планы на 2003 г. как вполне реальные. Международные рейтинговые агентства также положительно оценили изменение ситуации, что отразилось на продолжившемся повышении рейтинга России.

Конечно, число и сложность принятых и реализуемых в России реформ беспрецедентны для экономики переходного периода за столь короткий промежуток времени, как прошедшие 2 года. Следующий год в России начинает второй этап в реализации программы Правительства. Одновременно с реализацией уже принятых решений должны быть разработаны новые законы и доработаны обсуждаемые.

Предприниматели ждут, в частности, принятия закона о банкротстве, который сделает процедуру банкротства более эффективной, ограничивая злоупотребления. Весьма важен пакет законов, который имеет отношение к дебюрократизации экономики. Кроме того, предприниматели ждут принятия законов, которые снизят для бизнеса любую непредсказуемость и создадут условия для повышения привлекательности бизнеса в России. Во многом перспективы роста инвестиций определяются реформой финансовой системы, включая гарантирование вкладов, валютного регулирования, развития рынка страхования и пр. Конечно, весьма важно продолжить налоговую реформу, и, в частности, предприниматели ожидают снижения социального налога, дальнейшего сокращения НДС для предприятий, унификации ряда налоговых сборов, введения единого налога с оборота и др.

ВТО

Предприниматели ждут, безусловно, и окончательного решения по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию, равно как и принятия пакета связанных с этим законов. Ведь Китаю удалось выйти на первое место в мире по объему привлеченных инвестиций, потеснив США, именно после вступления в ВТО. Россия может повторить опыт Китая, но при условии, что законодательная база одновременно с правоохранительной и судебной системами будут к этому времени готовы.

Между тем, иностранные инвесторы по-прежнему не в полной мере оценивают наши экономические достижения. Прямые и портфельные инвестиции даже не достигли предкризисного уровня и, более того, продолжают сокращаться. Поэтому пока рано ожидать, что иностранные инвесторы сразу же после вступления России в ВТО резко их увеличат.

Кроме того, одной из основных причин невысокого уровня иностранных инвестиций после вступления России в ВТО может стать неразвитость банковской системы. Правительство совместно с ЦБ РФ планирует ее восстановить. Однако для этого понадобится не один год.

Иностранцев также по-прежнему смущает непрозрачность российской политической системы и вмешательство государства во все сферы экономики. Их шокируют словосочетания типа "пересмотр итогов приватизации". Поэтому надо усиливать законы, которые бы закрепляли права собственников. И, конечно, необходимы законы о защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, защите прав миноритарных инвесторов.

Вполне очевидно, что приток инвестиций в российскую экономику по крайней мере в ближайшее время не может резко увеличиться. Но это просто необходимо для модернизации российской экономики. Россия нуждается в значительных капиталовложениях в основные фонды. Объем инвестиций может быть ограничен и по причине общемирового инвестиционного спада в текущем году.

В то же время радует другой факт. Почти половина объема иностранных инвестиций приходится на те капиталы, которые были ранее вывезены из страны, а теперь возвращаются в российскую экономику в виде иностранных инвестиций.

Принципиальной разницы нет для российских компаний и инвестиционных проектов в том, каковы источники происхождения этих капиталов. Важно, что иностранные инвестиции в экономику России растут и их общий ежегодный объем уже достиг предкризисного уровня.

Однако отдельные представители российского бизнес-сообщества яростно сопротивляются вступлению России в ВТО. Вряд ли это имеет смысл. Во-первых, пока иностранные инвесторы не изъявляют большого желания вкладывать в российскую экономику серьезные суммы. Им понадобится время, чтобы оценить все политические и инвестиционные риски. Можно приводить доводы за и против того, насколько наш рынок готов и защищен от экспансии западного капитала. Но нельзя отрицать, что самим российским предпринимателям возможность России стать членом международного бизнес-сообщества пойдет только на пользу. Вступление в ВТО повлечет за собой, в первую очередь, принятие жизненно важных для защиты прав собственности законов, что во всей этой истории, пожалуй, самое главное.

Офшоры

Сегодня излюбленные российскими предпринимателями схемы сохранения капиталов на западных счетах трещат по швам. И это становится все более очевидным. Более защищенным каждый чувствует себя, конечно, в своей стране. То же самое происходит и с капиталами. Тем более, что излюбленные россиянами места хранения денег - офшорные зоны - в самой ближайшей перспективе перестанут быть местом, где можно значительно снизить налоги и сохранить деньги от криминала.

Уже сейчас условия работы в офшорных зонах становятся все менее и менее привлекательными и, что наиболее важно, не менее безопасными. Офшорные схемы никогда и не были на сто процентов надежными. Но в условиях полного законодательного беспредела, отсутствия любых форм защиты прав собственности и безумно высоких налогов офшоры были фактически единственным выходом для российских бизнесменов. Сейчас же все стремительно меняется, причем как в офшорных зонах, так и в самой России уже появились основания для того, чтобы начать задумываться, где же выгодней хранить свои капиталы.

Российские предприниматели сами стали жертвами той системы защиты собственности, которую они создали и использовали. Ведь если возникают проблемы с вложениями в офшоре, то оказывется, что их решить намного сложней, чем если бы это происходило на территории России.

Кроме того, если раньше офшорные компании использовались для ухода от налогов, то сейчас все в большей и большей мере они используются ярко выраженными криминальными структурами, чтобы путем мошенничества и вымогательства выводить из России средства. Прежде офшорные компании также использовались для защиты своих денег и имущества от криминалитета. Сейчас же все они нацелены лишь на изъятие какого-либо имущества.

Становится все более очевидным, что секретность банковских счетов в кипрских банках, самых популярных среди российских предпринимателей, - это полнейшая иллюзия. Скорее всего, она поддерживается местными банкирами ради привлечения российских денег. Нет никаких сомнений, что кипрское правительство и кипрские банки никогда не будут сопротивляться открытию информации о вкладчиках, если того потребуют обстоятельства. Уже известно достаточно много случаев, когда российские деньги зависали надолго на счетах, если у кипрских банков возникало подозрение относительно их происхождения или схемы проводки. Известно также, что участились вызовы в Центральный банк Кипра, который занимается офшорной деятельностью, и в Управление по борьбе с отмыванием денег.

Офшорные зоны даже с экономической точки зрения становятся все менее привлекательными. Через три года Кипр перестанет быть офшорной зоной. Однако уже сейчас там увеличен налог на прибыль. Те компании, которые зарегистрировались после 1 января 2002 г., вместо ранее существующих 4,5% налога должны платить теперь около 10%. Если к этим 10% добавить расходы на регистрацию, создание и содержание компании, ее аудит, то в результате получаются все 15%. Конечно, по сравнению с российскими налогами это, по-прежнему, в два раза меньше, но разница все равно существенная. В дополнение к сказанному: если раньше доходность по банковским счетам составляла порядка 4% годовых, то сейчас она упала и не превышает 2%.

Вместе с тем, ни западные аудиторы, ни адвокаты при ведении дел с офшорными компаниями не несут той ответственности, которая есть у них по отношению к полноценным российским компаниям. Серьезные аудиторские компании относятся к офшорным как к "игрушечным". Аналогично и адвокаты. Вот почему судиться за границей в случае возникновения каких-то проблем дольше раз в десять и финансово и юридически сложнее, чем в России.

Практически все кипрские адвокаты сделали на российских офшорных компаниях серьезный бизнес, но сами они к этим компаниям серьезно не относятся. Безусловно, эти "игрушки" имеют красивые документы, печати. Но все прекрасно понимают реальную ценность подобных компаний. Адвокаты, представляющие интересы российских компаний на Кипре, защищены законом этой страны от какой-либо ответственности. Поэтому и отношение к ней здесь гораздо проще.

Даже если и идет обмен информацией между Россией и Кипром о том, кто из российских предпринимателей владеет той или иной офшорной компанией на Кипре, то эта компания для избежания двойного налогообложения платит налоги все равно только на Кипре, предоставляя в Россию лишь справку об их уплате. Таким образом, российский бюджет недополучает достаточно большие средства, поскольку все эти офшорные компании ведут деятельность именно здесь, на территории России. Если бы удалось изменить законодательство, сделав его достаточно простым и однозначным, то все эти налоги платились бы здесь, в России. Тогда, например, после упрощения налоговой системы, даже 4,5% от крупной суммы смогли бы очень даже помочь России.

Не только кипрская офшорная зона перестает для российких предпринимателей быть привлекательной с точки зрения регистрации компаний и хранения своих сбережений. Развитые капиталистические страны намерены постепенно добиться существенного сокращения офшорных зон. В настоящее время насчитывается 68 офшорных зон. Большинство из них уже в ближайшем будущем будет закрыто под давлением развитых стран. Или же налоговое законодательство этих зон будет одинаково как для компаний-резидентов, так и для компаний-нерезидентов. По мере вступления в Евросоюз стран, на территории которых работает льготное налоговое законодательство для нерезидентов, уровень налогов и банковских ставок будет постепенно выравниваться.

К тому же Кипр - далеко не первый офшор, который принял решение изменить свое банковское законодательство, согласно которому было разрешено льготное налогообложение для нерезидентов. Уже в 1998 г. Британские Виргинские острова заявили о том, что собираются изменить законодательство с целью установления сотрудничества с налоговыми властями развитых стран.

Правительства островов Мэн и Джерси также официально заявили, что на территории этих островов не существует банковской тайны и что они больше не являются офшорными центрами.

Другие популярные офшорные территории, включая Бермуды, Каймановы острова, Мальту, Маврикий и Сан-Марино, дали согласие присоединиться к борьбе с офшорами. Каждая из этих юрисдикций обещает, что к концу 2005 г. она ликвидирует все признаки офшорного безналогового режима на своей территории и что будут приняты международные стандарты налогового режима, прозрачности финансовых операций и раскрытия имен реальных владельцев компаний.

Два года назад правительство Багамских островов провозгласило конец банковской тайны, которая существовала здесь с 1965 г. Государство приняло закон, который позволяет предоставлять данные об открывших здесь счета клиентах.

В то же время, конечно, цепь отмен льготного законодательства на офшорных территориях совсем не означает, что все средства, размещенные на западных счетах, автоматически будут возвращены в Россию. Уже сейчас некоторые российские бизнесмены говорят о том, что даже и после отмены налоговых льгот Кипр и другие офшорные территории могут по-прежнему оставаться мировым бизнес-центром, где будут храниться деньги и регистрироваться компании. Для Кипра потеря офшорного бизнеса означала бы потерю почти 5% ВВП, или порядка трехсот миллионов долларов ежегодно. По неуточненным данным, из России ежемесячно переводится в офшорные территории порядка одного миллиарда долларов. Только на Кипре действуют сейчас около двух тысяч российских компаний и несколько банков.

Если условия ведения бизнеса в России не будут изменены к лучшему, то российские компании будут искать и другие пути сохранения своих вложений.

Перспективы

Пока Правительство настойчиво не заявляет о своей программе по возвращению капиталов в Россию и о том, каким образом намерено ее поддерживать, тем самым защищая предпринимателей. Предприниматели же ждут от Правительства, что после декларации намерений оно, наконец, перейдет к делу и вплотную займется уже давно наболевшей для всех предпринимателей проблемой - созданием условий для возврата денег из офшоров.

Кроме того, пока существует не так много инвестиционных проектов, куда можно было бы вложить средства с минимальным риском. Поэтому, скорее всего, важность момента требует не просто агитации за возврат ранее вывезенных капиталов, что уже стало очевидным.

Сегодня необходимо при поддержке государства активизировать проведение конференций, круглых столов с участием российских и западных бизнесменов для обсуждения эффективности инвестиций в конкретные проекты, привлечения к экспертизе проектов ведущих бизнес-консультантов, инвестирования в малый бизнес и др. Важно установить прямые контакты между руководителями российских предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, и инвестиционными компаниями, банками и другими финансовыми структурами. Эти проблемы должны быть в центре внимания как властных структур, так и СМИ.

Весьма полезной представляется идея создания центра при поддержке Правительства, организующего презентации инвестиционных проектов, поддержку в их разработке и экспертизу, предоставление полной информации о законотворческой деятельности, практике ведения судебных дел по защите прав собственности и т. п. Тем более, в последние годы в рамках российского бизнес-сообщества происходят явления, которые могут негативно повлиять на намерения инвесторов вкладывать деньги в большие проекты.

Крупные российские предприниматели разделились на две четко выраженные категории. Одни стремятся сделать свой бизнес стабильным и прозрачным, ведя активную работу по привлечению западных инвестиций. Другие, напротив, занимаются скупкой и перепродажей компаний, причем широко используя незаконные способы и никак не заботясь о стабильности их развития.

К счастью, вторая категория значительно сократилась. Новое поколение совершенно иначе смотрит на то, как вести и развивать бизнес. Новые бизнесмены проявляют агрессивность. Но не направленную на незаконный захват чужого, а нацеленную на то, чтобы создавать и выдерживать здоровую конкуренцию.

Андрей Андреев
Журнал «Экономика России: ХХI век» № 10

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz